Почитание и канонизация святого князя Александра Невского

Почитание князя Александра Невского как святого угодника Божия стало совершаться сразу после его кончины. Во Владимиро-Суздальском княжестве, во Владимире, во время отпевания князя, когда митрополит Кирилл приблизился ко гробу усопшего, чтобы вложить в его руку разрешительную молитву, Александр сам протянул руку, чтобы взять её из рук митрополита. Владыка поведал об этом народу и с тех пор началось местное молитвенное почитание князя. Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено множество его житий. В одном из них, написанном в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260-1270 годами, подтверждается мысль о почитании князя как местночтимого святого. После своей кончины князь продолжает свое заступничество за наше отечество уже как молитвенный предстатель пред Богом. Обретение его святых мощей совершилось в 1380 году великой Куликовской победы, одержанной его правнуком князем Московским Дмитрием Донским. Многие накануне битвы обращались молитвенно к князю. Произошло чудо. Пономарю во Владимирской церкви Рождества Пресвятой Богородице в ночь на 8 сентября 1380 было видение о том, что князь восстает из гроба и идет на помощь правнуку Дмитрию, чтобы одолеть иноплеменников. После победы в этом же году состоялось первое открытие и обретение нетленными мощей князя Александра, которым было уже 170 лет. Митрополит Московский Киприян назвал князя Александра блаженным и учинил монастырское церковное празднование. Были написаны первые канон и иконы.

В дальнейшем князь Александр является в видениях над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения Ордынского ига. Было явление князя в 1572 году на Молодях, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Канонизация князя произошла на Московском соборе при митрополите Макарии в 1547 году. Князя причислили к лику благоверных святых, учинённого еще в Константинопольской церкви во время Вселенских соборов. В этом чине прославляются святые люди, явившие при жизни глубокую веру и добрые дела. Прославляются те деятели в государстве, которые при всех трудностях своего служения оставались во всем верными Христу. Конечно, это не означает что у князя совершенно не было грехов, но что он в своей жизни руководствовался высшими христианскими добродетелями: смирением, человеколюбием и милосердием, а не жаждой власти и корысти. По благословению митрополита Макария было написано первое каноническое житие князя.

Бытует мнение, что в Средневековье Церковь причислила к лику святых почти всех князей. Однако это не так. Совсем немногие удостоились прославления в этом чине. Прославление происходило, как правило, за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.

Вскоре стали совершаться новые знамения и чудеса. В 1552 году было совершено чудо в присутствии Ивана Грозного, который шел походом на Казанское царство. Во время молебна один из приближенных царя, по имени Аркадий, получил исцеление своих рук. В это время стали строится многочисленные храмы и монастыри в честь угодника Божия. При мощах князя совершались многочисленные чудеса и исцеления и каждый желающий мог приблизиться к ним во Владимирском Рождественском монастыре до 1723 года. С этого времени начинается новая страница в почитании мощей князя. В это время на престол вступил Петр 1, который основал город Санкт-Петербург. Он увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника, который боролся со шведским господством на Балтийском море. Он поспешил передать защиту новой столицы в руки небесного покровителя св. Александра Невского. В 1710 году император лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского. В дальнейшем это будет Александро-Невская лавра. Однако успеть в срок помешала война со шведами и турками. Мощи начали переносить только в 1723 году. 11-го августа мощи с богослужением и везде встречаемые верующими людьми были вынесены из Рождественского монастыря и направлены к Москве, а затем в Петербург. Планировалось принести их 30 августа, приурочив ко дню заключения со шведами Ништадтского мира. Однако сроки выдержать не удалось, и по приказу Петра они были отнесены в Шлиссербург 1-го октября. Там оставались до следующего года, чтобы эту дату приурочить к 30-му августа. Император лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые лица в государстве. Тогда было установлено празднование памяти перенесения мощей 30 августа.

20 век привнес свое понимание в почитании Александра Невского. На современное представление об этом повлияла советская пропаганда, которая отмечала исключительно его военные заслуги. Советская власть не хотела видеть его как дипломата, заключавшего мир с Ордой, и тем более не признавала святость его жизни. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» по этой причине не раскрывает полноты жизни князя, но рассматривает лишь его полководческие заслуги: момент битвы на Чудском Озере. Отсюда у наших современников появилось неправильное понимание того, за что был прославлен князь Александр Невский. Многие думают, что он получил прославление лишь за свои воинские заслуги, а не за святость жизни.

Святой благоверный князь Александр Невский прославлен Церковью в лике святых по святости жизни, по проявлению высочайшей христианской добродетели любви, по причине того, что он отдал свою жизнь на служение Христу и Отечеству, и за многочисленные чудеса, совершаемые по его кончине. Святой благоверный князь Александр Невский прославляется Церковью дважды в году: 23 ноября — день кончины (6 декабря по новому стилю) и 30 августа – перенесение его мощей (12 сентября).

Список использованной литературы

  1. Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой. [Электронный документ]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/aleksandr-nevskij-myslitel-filosof-strateg-svyatoj/#i-3https://pravoslavie.ru/48583.html
  2. К истории почитания святого благоверного князя Александра Невского. [Электронный документ]. Режим доступа: https://pravoslavie.ru/48583.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *