Христианская иконография – это наука, занимающаяся изучением икон. Также она рассматривает историю и обстоятельства формирования христианского искусства. Иконография характеризует типологию икон по их особенностям. Для понимания значения иконы сравним её с картиной. И первая и вторая имеют много общего. И то и другое является предметом художественного творчества человека. И как любое творчество оно требует использование художественных методов и приемов. Однако между иконой и картиной есть существенное различие. Прежде всего, по сфере их употребления. Икона относится к духовно-религиозной сфере. Она выполняет иные функции, нежели картина. Картина не всегда отображает действительный мир. Художник может изображать на холсте свои внутренние представления в нереальных, фантастических образах. Икона, напротив, всегда отражает действительный мир, только с опорой на Откровение Божие, а не с точки зрения живописца. В этом смысле икона — это взгляд на наш мир со стороны святых. Поэтому в иконе мы видим черты творения Божьего, Его попечения о ближних, борьбу добра со злом. В ней нашему взору представляется Мир Горний и дольний. Подобные образы иногда содержат в себе и картины, но при этом они содержат в себе вольность со стороны живописца, автор запечатлевает свое отношение. В иконе иконописец не привносит свое, он подчиняется строгим рамкам канонов Церкви. Конечная цель иконы – единение человека с Богом.
Другой стороной иконы является её символика. Она всегда понятна образованному верующему человеку. В случае с картинами символика бывает понятна далеко не всегда. Это связано с тем, что автор зачастую вносит её от себя.
Самым главным значением иконы является то, что она есть окно в Мир Духовный. Взирая на Образ Божий или Его Святых, человек возносит свой умный молитвенный взор к Первообразу. Происходит живая духовная связь между Первообразом и молящимся. Она возможна как с Творцом, так и Его Святыми, которые реально слышат обращения молящегося. Поэтому требования к иконописи всегда строги. Икона должна отражать истины Откровения Божия, не искажая их. Правильный образ формирует правильное представление о Боге и Его Святых.
Обратимся к иконографическому изображению святого благоверного князя Александра Невского. После кончины Александра Невского, принявшего перед смертью монашеский постриг, потомки вспоминали своего героя, прежде всего, как человека монашествующего. Первые ранние изображения (в миниатюрах) Александр написан в образе старца-схимника. Икон Александра на тот момент не было, т.к. прославлен он был позже, во второй половине XVI века. С этого времени иконописцы начинают писать иконы Святого. Он изображается в образе схимника. Изображение же его в образе князя писалось крайне редко. Этот вариант стал широко употребляться по распоряжению Святейшего Синода и указу Петра I. Одна из самых ранних икон князя это Новгородская таблетка из собора св. Софии. Там он изображен в монашеском облачении. Рядом со святым изображены преподобные Иоанн и Авраамий Ростовский (Новгородский музей Заповедник). На этой иконе святой изображен в образе смиренного подвижника. У него просветленный лик. Его очи излучают покой. В руке у него свиток, на котором начертано послание как бы из вечности: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Осанка у святого прямая и величественная, словно она не скрывает его происхождение. Видно, что он физически крепкий и многое испытал в своей жизни. При взгляде на икону становится понятно, что земные страсти его уже не тревожат и его взор обращен к Богу. Он составляет часть Воинства Небесного, прося помощи за тех, кто еще не прошел земной путь. В этом образе отсутствует меч, потому что главное орудие Александра это молитва, устремленная к Богу. Его правая рука прижата к сердцу, выражая искреннее, сердечное устремление к Богу. В левой руке он держит свиток, в котором содержится его посланническое служение братии.
Другим иконографическим изображением святого является его представление на иконе в образе князя-воина. Перед нами предстоит богатырь с густыми вьющимися волосами, черты лица изящные, волевой подбородок, обрамлен красивой славянской бородкой. У него решительный взгляд, который, однако, не содержит горделивого оттенка. Он размышляет о судьбах своей Родины. Иконографическое изображение представляет его пред нами с мечом в левой руке. В правой руке он держит либо изображение Христа Нерукотворного, либо Крест, в знак того, что он готов умереть с мечом за Христа, когда этого потребует от него любовь за други своя, за своих близких и свое отечество. Примечательно то, что в изображениях на иконах Александра Невского как воина нет его изображения со щитом. Этим показывается его бесстрашие перед лицом опасности. Когда враг приступал к отечеству, он предпочитает храбро напасть первым и отразить угрозу в самом его зародыше. Несмотря на отсутствие щита, князь при этом часто изображается в кольчуге и латах.
Отдельно следует сказать о тех иконах, которые составляют его житийное описание. Они относятся к разряду житийных икон. С их помощью мы можем совершить историческую экскурсию в XIII век. Например, икона XIX века содержит описание Невской битвы. Примечательно то, что в центре композиции помещен образ князя в его монашеском схимническом облачении. Его взгляд обращен ко Христу, и Господь, держа в Руках Евангелие, благословляет князя. По краям иконы содержится ряд изображений, повествующих о страшной битве и её последствиях.
Иконографическое изображение князя Александра в ранний период представляло его более как духовного подвижника. Со временем Россия приобретала статус могущественной державы и обращалась к Святому Угоднику (начиная с Петра Великого) как к вдохновителю патриотического духа народа перед лицом неприятеля. Святой укреплял народ в надежде на Помощь Божию. И то и другое изображение на иконах Александра Невского является ярким свидетельством живого отношения народа к заступничеству этого святого угодника. Оно демонстрирует нам глубокое почитание защитника нашего отечества не только при его жизни, но также по его отшествию в мир иной и по настоящее время.
В этом году мы будем отмечать важную дату – 800-летия с рождения святого князя Александра Невского.



Икона начала XVII в. Храм Покрова
на рву (Василия Блаженного). Москва.
Список использованной литературы
- Азбука веры. Иконография. Режим доступа: https://azbyka.ru/ikonografiya Текст: электронный.
- Азбука веры. Икона. Режим доступа: https://azbyka.ru/ikona Текст: электронный.
- Галина Бочарова. Как изображают святого князя Александра Невского на иконах. Режим доступа: https://yandex.ru/turbo/pravoslavie.wiki/s/ikona-svjatogo-aleksandra-nevskogo.html Текст: электронный.